Образовательная программа

Образовательная программа на 2020-2021 учебный год

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБУ ДО «ДДТ»

на 2020-2021 учебный год

Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского -творчества»,  (далее Дом детского творчества) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом Дома детского творчества.

Педагогический коллектив Дома детского творчества определяет настоящую Образовательную программу как стратегический документ, являющийся составной частью муниципальной образовательной системы, основой которой является гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика, принципы взаимодействия, интеграции с другими видами образовательных учреждений.

Настоящая Образовательная программа обеспечивает участникам образовательно-воспитательного процесса возможность свободно выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области в соответствии с бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей (№ 08-3030 от 29 декабря 2016 года серия 62Л01 № 0001158).

Содержание программы отвечает задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям региона, учитывает разный уровень развития детей.

  1. Сведения об образовательном учреждении
  • Краткая историческая справка.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области является правопреемником районного Дома пионеров, который был образован в 1937 году. Согласно газете «Спартак» от 6 января 1938 года, «…3 января 1938 года состоялось торжественное открытие районного «Дома пионеров»».

Большое внимание в то время уделялось координации пионерского движения. Оказывалась помощь школам в подготовке различных праздников, проводились фестивали и конкурсы. При школах создавались патриотические клубы и клубы по работе с пионерским и комсомольским активом. В январе 1994 года в связи с расширением системы внешкольных учреждений произошла реорганизация Дома пионеров. Учреждение было переименовано в районный Дом детского творчества. Ведущими направлениями работы стали художественно — эстетическое, техническое, краеведческое.
В 2003 учреждение разместилось в здании муниципального культурного центра. Переселение в новое здание обозначило новый этап в развитии Дома детского творчества. Были открыты следующие творческие объединения: «Студия художественного творчества», «Вязание», «Бисероплетение», «Михайловское кружево», «Театр малых форм», Эстрадная студия «Рассвет», «Художественное выпиливание». Спортивные объединения: Футбольные секции «Вымпел» и Спарта». Спортивно-танцевальная студия «Колибри». Открыты объединения социально — педагогической и культурологической направленности: «Группа гармонического развития», Историко – патриотический клуб «Архангел Михаил», «Основы православной культуры».

В 2015-2016 учебном году начало свою деятельность новое объединение: «Юный журналист».

В 2016-2017 учебном году открыты 3 новых объединения, технической, естественно-научной и художественной направленности (Модульное оригами, Квиллинг, Лесоводство).

В 2017-2018 учебном году МБУ ДО «ДДТ» расширило направление естественно-научной направленности, открыв такие объединения как: «Азы агрономии» и «Юный растениевод», в художественном направлении также добавились объединения, открылась «Вокальная студия» и объединение «Тестопластика». А социально-педагогическая направленность пополнилась объединением «Английский язык».

В 2018-2019 учебном году в целях повышения доступности и качества дополнительного образования, в соответствии с интересами детей, семьи и общества на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» начинает свою работу Муниципальный опорный центр дополнительного образования, который охватывает дополнительное образование детей 8 учреждений Михайловского района, имеющих в соответствии с лицензией, право на  ведение деятельности по дополнительному образованию (МБУ ДО «ДДТ», МБУДО «МДЮСШ», Михайловская и Октябрьская школы-искусств, МОУ «Михайловская СОШ №2», МОУ «Виленская СОШ», МОУ «Слободская СОШ», МОУ «Заревская СОШ»).

С сентября 2018 года начинает свою работу портал для регистрации детей, желающих обучаться по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным программам дополнительного образования — Навигатор дополнительного образования Рязанской области (ссылка: http://р62.навигатор.дети)

С 1 сентября 2019 года МБУ ДО «Дом детского творчества» включено в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

С 2020 года Муниципальный опорный центр дополнительного образования, охватывает дополнительное образование детей уже 13 учреждений Михайловского района, имеющих в соответствии с лицензией, право на  ведение деятельности по дополнительному образованию (МБУ ДО «ДДТ», МБУДО «МДЮСШ», Михайловская и Октябрьская школы-искусств, МОУ «Михайловская СОШ №2», МОУ «Виленская СОШ», МОУ «Слободская СОШ». МОУ «Заревская СОШ», МОУ «Чапаевская СОШ», МОУ «Голдинская СОШ», МОУ «Поярковская ООШ», МОУ «Михайловская СОШ №1», МОУ «Михайловская СОШ №3».).

Руководители Дома детского творчества:

Воропаева Надежда Ивановна (1960-1970г.);

Смекалина Нина Павловна (1970-1979г.);

Пахомова Ольга Александровна (1980-1986г.);

Троянова Вера Павловна (1986-1994г.);

Абрамова Наталья Николаевна (1994-1996г.);

Кузнецова Раиса Петровна (1996г.);

Зайцева Наталья Владимировна (1997-1999г.);

Феофанова Светлана Владимировна (1999-2005 г.);

Миролюбова Эллина Николаевна (2005-2011г.);

Березина Елена Владимировна (с 2011г по 16.11.2015г);

Ружина   Лариса Александровна (с 17.11.2016г. по 29.08.2018г)

Шатилова Наталья Александровна (с 06 сентября 2018г по 09 ноября 2018г)

Бобкова Юлия Юрьевна (с 09 ноября 2018г.)

Лаврентьева Ирина Николаевна (с 01.10.2020 года)

1.2. Информационная справка

Полное наименование учреждения — муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области. Учреждение является некоммерческой организацией. Учреждение относится к типу – «образовательное учреждение дополнительного образования», по виду – «Дом».

Юридический адрес: 391710, г. Михайлов, ул. Победы, д.3а.

Учредителем Дома детского творчества является муниципальное образование –Михайловский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия Учредителя Дома детского творчества от имени муниципального образования –Михайловский муниципальный район Рязанской области исполняет администрация муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области в пределах делегированных администрацией полномочий.

Дом детского творчества создан в целях ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, адаптации детей к жизни в обществе, формирования и развития творческих способностей у обучающихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся, а также выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.

В настоящее время Дом детского творчества – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, обеспечивающее необходимые условия для создания среды, способствующей развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействия их личностному самоопределению, социальной адаптации, организации содержательного досуга, занятости детей и подростков, приобщения их к здоровому образу жизни.

В 2020-2021 учебном году в МБУ ДО «ДДТ» работает  71 творческое объединение по шести направлениям: техническое, художественное; естественно-научное; социально-гуманитарное; физкультурно-спортивное; туристско-краеведческое.

Образовательный процесс в Доме детского творчества проходит на протяжении всего года и регламентируется годовым календарным учебным графиком.

В объединения по интересам принимаются все желающие дети в возрасте от 5 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. При приеме не допускаются ограничения по полу, расе, национальности, происхождению, отношению к религии, социальному положению.

На основании распоряжения Правительства Рязанской области от 07 сентября 2018 г № 428-р и руководствуясь распоряжением Администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области № 288 от 26.03.2019 года запись детей в объединения МБУ ДО «ДДТ»» осуществляется в электронном виде через поисковую систему «Навигатор дополнительного образования Рязанской области» или через адрес сайта в сети Интернет (ссылка: http://р62.навигатор.дети), согласно разработанным рекомендациям.

Дом детского творчества осуществляет бесплатное обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного образования.

Учебный год в 2020-2021 учебном году  начинается не позднее 01 октября 2020г. при расчете учебного плана на 36 недель.

Часы работы администрации — 08.00 – 17.00, перерыв на обед — 12.00 – 13.00; педагоги дополнительного образования работают согласно расписанию учебных занятий, утвержденному директором Дома детского творчества. Рабочее время установлено согласно режима работы Дома детского творчества.

Учебные занятия проводятся в будние дни с 13.00 до 20.00. В выходные дни с 9.00 до 18.00.

Продолжительность занятий для обучающихся составляет:

— 1 академический час – до 45 минут.

В целях недопущения перегрузок и сохранения здоровья детей между занятиями вводятся обязательные перерывы по 5-10 минут, в ходе занятий используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Ввиду отсутствия звонков педагог самостоятельно контролирует время начала и окончания занятий.

Организация образовательного процесса осуществляется в следующих типах объединений: группа, студия, клуб, театр, секция и др.

В объединения по интересам принимаются все желающие заниматься дети, не имеющие медицинских противопоказаний.

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и требований СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID -19».

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

1.3. Социальное окружение

Дом детского творчества осуществляет работу по дополнительному образованию и организации досуга детей и подростков города и района в учебное и каникулярное время: реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, организация, проведение и участие в конкурсах, игровых программах, соревнованиях и мероприятиях районного уровня. Организация и проведение мероприятий для родителей и детей на базе Дома детского творчества.

Место нахождения Дома детского творчества: 391710, Рязанская область,

г. Михайлов, ул. Победы, д. 3а.

Образовательная деятельность осуществляется по следующим адресам:

391710, Рязанская область, г. Михайлов, ул. Победы, д. 3а.

391710, Рязанская область, г. Михайлов, ул. Нагорная, д.25а;

391710, Рязанская область, г. Михайлов, ст. Михайлов, д.21б;

391712, Рязанская область, г. Михайлов, пос. Первомайский;

391729, Рязанская область, Михайловский район, с. Стрелецкие -Выселки;

391729, Рязанская область, Михайловский район, с. Грязное, ул. Школьная, д.2а;

391723, Рязанская область, Михайловский район, с. Виленка, ул. Мирная, д.36.

Дом детского творчества имеет статус районного учреждения дополнительного образования, в нем занимаются дети всего Михайловского района.

1.4. Основная деятельность Дома детского творчества.

Дом детского творчества осуществляет свою работу в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области и Уставом Дома детского творчества, путем выполнения муниципального задания на оказание услуг дополнительного образования детей.

Предметом деятельности Дома детского творчества являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Основными целями деятельности Дома детского творчества являются:

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

—  выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся.

Основные задачи:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей и саморазвития педагогических работников;
  • адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга
  1. Организация образовательной деятельности
  • Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы детских объединений.

Дом детского творчества самостоятельно разрабатывает и утверждает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских общественных организаций и объединений, особенностей социально – экономического региона и национально – культурных традиций.

Образовательная деятельность в детских объединениях осуществляется на основании общеобразовательных общеразвивающих программ педагогов дополнительного образования, принимаемых, разрабатываемых и реализуемых Домом детского творчества самостоятельно, с учетом Приказа Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В учебные планы общеобразовательных общеразвивающих программ входят учебные занятия (теоретические и практические), досугово-просветительская деятельность и подготовка к конкурсам различного уровня в соответствии с направленностью.

Педагоги дополнительного образования реализуют модифицированные, (адаптированные) дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (всего 30), рассмотренные Педагогическим советом и утвержденные директором Дома детского творчества, со сроком реализации от 1 года, в рамках шести направленностей: художественная, физкультурно-спортивная, естественно-научная, техническая, туристско-краеведческая и социально-педагогическая.

Направленность Количество программ
Художественная 14
Техническая 2
Туристско-краеведческая 1
Естественно-научная 1
Физкультурно-спортивная 4
Социально-педагогическая 8
ИТОГО: 30

Образовательный процесс в Доме детского творчества представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Организация учебно-воспитательного процесса во Доме детского творчества характеризуется следующими особенностями:

  • зачисление в детские объединения и обучение основаны на принципе добровольности;
  • учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
  • учащимся предоставляется возможность сочетать различные направления деятельности;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую.

Списочный состав каждой группы детского объединения формируется исходя из направленности, возраста, санитарных норм и других факторов по норме наполняемости.

Руководствуясь педагогической целесообразностью, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам и индивидуально.

2.2. Оценка результативности освоения общеобразовательных программ.

Результативность освоения общеобразовательной общеразвивающей программы оценивается на каждом этапе обучения и по окончании срока реализации программы.

Критерии и способы замера достигнутого результата обучения указываются в общеобразовательных программах педагогов. В целях анализа деятельности Дома детского творчества используется единая система оценки освоения программ по трем уровням: «высокий», «средний», «низкий».

С целью определения уровня обученности воспитанников в Доме детского творчества проводятся промежуточная и итоговая аттестации. Порядок их проведения определен соответствующим Положением об итоговой (промежуточной) аттестации.

Аттестация учащихся детских объединений строится на принципах учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, свободы выбора педагогом методов и форм проведения, обоснованности критериев оценки результатов, учета специфики деятельности детского объединения.

Промежуточная аттестация учащихся детских объединений проводится ежегодно в конце учебного года, по еѐ результатам учащийся переводится или не переводится на следующий год (этап) обучения.

Итоговая аттестация учащихся детских объединений проводится по окончании срока реализации образовательной программы.

Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации: контрольное или итоговое занятие, зачет, тестирование, концертное выступление, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, собеседование, соревнование, турнир, сдача нормативов и др.

2.3.  Досуговая деятельность.

Досуговая деятельность в Доме детского творчества рассматривается как часть образовательного процесса. Важным компонентом этой деятельности является воспитание культуры поведения, зрительской, слушательской, исполнительской культуры, культуры общения.

  • Сведения об учащихся.
  • 2020-2021 учебном году (данные на 01.10.2020г. г.) сформировано 71 детское объединение шести направленностей дополнительного образования детей
  • Кадровое обеспечение образовательного процесса.

На начало 2020-2021 учебного года в Доме детского творчества работают 4 основных педагогических работника, 17 совместителей и 2 внутренних совместителя.

Всего педагогических работников 21 человек, в т.ч. администрация 1 человек.

14 педагогических работников имеют высшее образование (67 %).

Среди педагогов Заслуженные учитель Российской Федерации (1 человек).

2.7. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Информационно-методическая деятельность Дома детского творчества является важнейшей составляющей образовательного процесса, направлена на достижение оптимальных результатов образовательного процесса и ориентирована на решение следующих задач:

преодоление пробелов в подготовке педагогов для работы в системе дополнительного образования;

соответствие требованиям, предъявляемым к качеству дополнительного образования;

развитие (качественный творческий рост) педагогов.

2.8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Дом детского творчества ведет образовательную деятельность на базе МУК РДК и в образовательных учреждениях муниципального образования – Михайловский муниципальный район.

  1. Анализ социального заказа на образовательные услуги

Дома детского творчества

Дом детского творчества исполняет муниципальное задание муниципального образования – Михайловский муниципальный район на оказание услуги дополнительного образования для детей.

Предоставление муниципальной услуги предусматривает:

  • зачисление учащихся в детские объединения производится путем подачи родителями заявки на обучение детей через официальный портал – Навигатор дополнительного образования Рязанской области;
  • обучение учащихся в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, утвержденными директором Дома детского творчества;
  • обеспечение бытовых условий (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация и др.);
  • обеспечение санитарно-гигиенических условий для пребывания детей в Доме детского творчества;
  • обеспечение пожарной безопасности и общественного порядка в учреждении;
  • создание условий для самореализации и развития личности ребенка.

Социальный заказ со стороны органов управления образования сформулирован в муниципальном задании.

Определяющими требованиями, учитываемыми в качестве контрольных показателей, являются:

  • обеспечение роста охвата детей и подростков дополнительным образованием и содержательным досугом;
  • обеспечение общественно-государственного характера управления учреждением;
  • информационная открытость и доступность учреждения;
  • обеспечение соответствия нормативно-правовым требованиям.

Социальный заказ со стороны родителей состоит в совершенствовании видов и содержания общеобразовательных общеразвивающих программ одновременно с улучшением материально-технической базы для повышения привлекательности предоставляемых образовательных услуг.

  1. Миссия и цели деятельности Дома детского творчества

4.1. Миссия Дома детского творчества

МБУ ДО «Дом детского творчества» определяет свою миссию в том, чтобы на основе целостного учебно-воспитательного процесса обеспечивать формирование всесторонне развитой личности учащегося, имеющего устойчивую жизненную позицию, способного к творческому совершенствованию и обладающего современными социальными компетентностями.

4.2. Цели и задачи на 2020-2021 учебный год

Цель: Создание условий для развития каждого ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями, направленными на удовлетворение индивидуальных, социально – культурных и  образовательных потребностей, на организацию содержательного досуга, на создание условий для творческого развития, на развитие и сохранение физического и нравственного здоровья, на приобщение к культурным ценностям, сохранение  и приумножение местных народных традиций, на организацию предпрофессиональной подготовки детей и подростков.

Задачи:

  • повышение социального статуса МБУДО «ДДТ»;
  • мониторинг качества дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности;
  • обновление, совершенствование программно –методического содержания дополнительного образования детей;
  • целенаправленная работа с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, ориентированное на интересы, потребностей учреждения;
  • создание условий для развития и деятельности общественных детских и молодежных организаций.
  1. Учебный план Дома детского творчества на 2020–2021 учебный год,

его обоснование

  • Пояснительная записка к учебному плану на 2020-2021 учебный год

Образовательная стратегия Дома детского творчества основывается на следующих принципах:

—  развитие всех направленностей образовательной деятельности, предусмотренных Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная);

  • приоритетное развитие направлений образовательной деятельности, востребованных современным социумом, популярных у детей и родителей, а также сохранение и дальнейшее развитие традиционных направлений образовательной деятельности (физкультура и спорт, изобразительное искусство, раннее развитие детей, декоративно-прикладное творчество, хореография, развитие детского движения, волонтерская деятельность, краеведение);

Дополнительное образование имеет развивающий характер, направлено на развитие природных задатков и склонностей, реализацию интересов детей и развитие общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков является не самоцелью построения процесса образования, а средством многогранного развития личности.

Основной формой организации педагогического процесса являются учебно-практические занятия, обучающий характер которых дополняется играми, проектной деятельностью и расширяется воспитательным воздействием выставок, соревнований, конкурсов и праздничных мероприятий. Творческая деятельность детей и подростков в объединениях Дома детского творчества предоставляет возможность для развития активной, социально адаптируемой личности школьников.

Образовательный процесс характеризуется следующими особенностями:

— учащиеся приходят на занятия в свободное, от учебы в школе время;

-психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

  • детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую;
  • обучение организуется на добровольных началах.

Программы отделения музыки и хореографии Дома детского творчества обеспечивают образовательный процесс в хореографических и эстрадной студиях. Основное место в общеобразовательных общеразвивающих программах отводится развитию художественного вкуса, музыкального слуха, навыкам исполнительства.

Дополнительные общеобразовательные программы отделения музыки и хореографии расширяют возможности учащихся в овладении элементами хореографического и музыкального творчества, сольного и концертного исполнения. Программы предусматривают овладение основами хореографии, включают индивидуальную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность.

В целом программы музыкального творчества носят комплексный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие обучающихся, их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте хореографического и музыкального исполнения.

Общеобразовательные программы отделения декоративно — прикладного, изобразительного творчества обеспечивают образовательный процесс в студиях изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, объединении традиционном для Михайловской земли «Кружевоплетение».  Программы включают в себя занятия по специальным художественным дисциплинам, работу в творческих мастерских. Данные общеобразовательные программы предоставляют детям возможность освоить работу с разными техниками и художественными материалами, ориентированы не только на расширение уровня грамотности обучающихся в области художественного, декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

В историко-патриотическом клубе «Архангел Михаил» реализуется программа туристско-краеведческой направленности. Обучающиеся получают дополнительные знания по краеведению, что позволяет им расширить знания о славных страницах истории Рязанского края и Михайловской земли, сформировать социально-активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Объединения социально-гуманитарной  направленности можно условно разделить на два направления: социальная адаптация и развитие детей дошкольного возраста и социальная адаптация подростков.

Программы социальной адаптации и развития детей дошкольного возраста полно представлена в группе гармонического развития детей «Дошколенок», которая помогает родителям решить проблему подготовки детей к школе и адаптации в обществе. Данная программа комплексного обучения дошкольников имеет классический набор предметов: развитие речи, основы счета, знакомство с окружающим миром.

Цель программ социальной адаптации подростков вне зависимости от их содержания – развитие коммуникативных умений и навыков, общекультурного развития, создание условий для расширения знаний в областях профессиональной деятельности

Также реализуется программа «Юный журналист», практико-деятельностный характер которой позволяет использовать полученные знания в организации издательской тележурналистикой деятельности.

Местное отделение РДШ» — школа творчества, организаторского и лидерского мастерства. Наряду с теоретическими курсами программа предусматривает широкую практическую деятельность: проведение мероприятий в Доме детского творчества и других детских учреждениях города и района, работа вожатыми и т.д.

Районная молодежная волонтерская организация «Мы» и Центр поддержки добровольчества — Программа предусматривает поддержку социально не защищенных групп населения, пропаганду здорового образа жизни, патриотическое воспитание молодежи; помощь при организации и проведении массовых мероприятий муниципального уровня, вовлечение в деятельность «Серебряных волонтеров».

Общеобразовательные программы отделения физической культуры нацелены на максимальное удовлетворение запросов детей и их родителей.

В объединении спортивного танца реализуются следующие задачи: оздоровительные (по совету врача, по желанию родителей); удовлетворение увлечения при наличии физических данных. Формируется стойкий интерес, желание заниматься таким видом спорта, как художественная гимнастика. Программа направлена на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности. В ней предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения, которые реализуются через постановочную, репетиционную деятельность.

Основным документом планирования и организации образовательного процесса являются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предусматривают: цели и задачи обучения; программный материал по разделам (темам) и по годам обучения; методы, формы и средства обучения. Программами также определяются ожидаемые результаты и способы их проверки, а также формы проведения итоговой (промежуточной) аттестации.

На занятиях учебных групп и коллективов педагоги используют различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. В процессе обучения педагог может решать следующие задачи:

  • развитие познавательных интересов учащихся;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • обучение самообразованию;
  • овладение методами и приемами самостоятельной работы;
  • обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы;
  • развитие творческих способностей;
  • овладение практическими умениями и навыками;
  • формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
  • содействие в профессиональном самоопределении учащихся;
  • формирование умения передавать свои знания другим;
  • выявление уровня знаний и умений учащихся.

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

Для оценки работы объединений определена следующая система критериев:

  • стабильность состава обучающихся, посещаемость ими занятий;
  • динамика индивидуальных показателей развития личностных качеств, обучающихся;
  • уровень освоения стандартов программы.

По завершению обучения по общеобразовательной программе проводится итоговая аттестация выпускников в соответствии с Положением об итоговой (промежуточной) аттестации.